Методические рекомендации
по использованию игрового парашюта.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации детей к ДОУ, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками.
Педагоги нашего детского сада создают возможности успешной адаптации детей разных возрастных групп через участие в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.
С этой целью мы используем игровой парашют. Он выполнен из яркой ткани и состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого расположены ручки.
Игра с парашютом является инструментом педагогов для наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ, коррекции видимых нарушений коммуникативной, эмоционально - волевой и познавательной сферы.
Для застенчивых детей игры с парашютом дают возможность постепенного присоединения к компании. В этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Активные дети, играя с парашютом, научатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.
По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей.
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.
Совместно с педагогами групп детского сада мы разработали и апробировали несколько интересных игр с парашютом, которые Вы можете использовать в своей работе с детьми.
1.«Волны»
Возраст: 2-7 лет.
Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм/огонь. Затем постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал слабее, волны/искорки утихают/ гаснут, и на море штиль.
Можно заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.
2. «Левая, правая!»
Возраст: 4-6 лет.
Цель: развивать произвольность психических процессов, развитие пространственных представлений.
Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
3.« Три шага, прыжок!»
Возраст: 4-7 лет.
Цель: развивать произвольность психических процессов, умение слушать инструкции взрослого, развитие координаций движений, учит ориентироваться в пространстве, способствует снятию нервно-психического напряжения, поднимает настроение.
Делаем три шага вправо, прыжок, парашют надувается.
4. «Волшебный пузырь».
Возраст: 3-7 лет.
Цель: эмоциональная разрядка.
Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словом « бах!» (громко кричим) - сдули.
5.«Космическое путешествие».
Возраст: 3-7 лет.
Цель: раскрепостить детей, сплотить группу, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Ведущий знакомит детей с двумя персонажами, которых необходимо запустить ракете в космос.
Парашют опущен, дети ждут команды взрослого. «3-2-1-пуск!» (громко, все вместе произносим команду). Купол поднимаем резко вверх - герой летит в космос! Эта игра вызывает бурный всплеск эмоций у детей.
6 .«Спокойной ночи, малыши!».
Возраст: 2 -7 лет.
Цель: релаксация.
Взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат
«ромашкой». Взрослый предлагает детям почувствовать себя перышком, ощутить дуновение ветерка.
7. «Терем-теремок».
Возраст: 2 -7 лет.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Взрослые 3-4 человека надувают парашют и говорят : « Терем-терем-теремок, кто-кто в теремочке живет…» Пошел дожик: кап-кап-кап. Дети прячутся в домик.
8 . «Каравай».
Возраст: 3 -7 лет.
Цель: Сплочение коллектива, поздравление именинника с Днем рождения.
Именинник располагается в центр парашюта, остальные дети приговаривают « Как на Олины именины испекли мы каравай..,
Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!»
9. «Перекати – поле».
Возраст: 4 -7 лет.
Цель: развитие ловкости, внимания, координации движений, смекалки, взаимодействия.
Ведущий выбирает 3 игроков (они находятся около парашюта). Другие дети максимально надувают купол, задача 3 –х игроков пробежать пока опускается парашют. Если купол их коснется, участник выбывает из игры. Ребенок победивший в игре получает приз.
10.«Танец с парашютом».
Возраст: 5 -7 лет.
Цель: развитие произвольности.
Примерный рисунок танца: взялись за ручку парашюта, 3 подскока вправо, положили парашют, сделали хлопки « Ти-та-та-та», покружились, взяли купол и т д. Вы можете придумать свой рисунок танца.
11.« Круг».
Возраст: 5-7 лет.
Цель: развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между детьми, сплоченности.
Ведущий:
- Ребята, возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это символ единства, силы, дружбы.
Сейчас я предлагаю выполнить вам ряд заданий, которые нужно выполнить одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена.
Перед выполнением задания у вас есть несколько секунд, чтобы попробовать договориться без слов.
- Всем присесть, а потом встать.
- Опустить одну руку и сделать круг по часовой стрелке.
- Сделать волнообразные движения.
Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?
В заключение хочется отметить, что предложенные нами игры с парашютом, способствуют благоприятной адаптации детей, помогают педагогам ДОУ корректировать эмоциональные нарушения у ребенка. Они вырабатывают умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь, доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.
Надеюсь, что наши рекомендации и игры
будут Вам полезны!